Несколько раз пытался начать эту тему, но не хватало духу.
Наверно первое – что такое женьшень? Это многолетняя трава семейства аралиевых. Т.е. само семейство кусты - аралия маньчжурская, элютерокок, заманиха, и даже такое дерево как диморфант. Для Приморья эти растения совсем не редки, хоть и в Красной книге. Совсем не факт, что собственно женьшень более лекарственен, чем его сородичи.
Что нами движет в этом вопросе? Несомненно – предрассудки. Собственно женьшень имеет ряд подвидов (12 или более). Свои в Корее, Вьетнаме, Японии. Но… все это не то. Настоящий женьшень - Panax ginseng что в переводе и значит «женьшень настоящий». Или китайский. Именно вокруг него все страсти. Ареал его роста в основном Приморье России (раньше примерно по параллели Хабаровска и далее до побережья и весь юг), чуть в Северной Корее и часть северо-востока Манчжурии. Т.е. до начала XX века Китай был только потребителем. Маньчжуры китайцев (хань) за людей не считали и в свои земли не пускали. Т.е. поисковики корня: японцы (на своих островах), корейцы (у себя и в Приморье после 1860-х и до 1930 х), маньчжуры у себя и в Приморье. В этом месте уместно (тунгусо-маньчжуры) т.к. кроме чисто маньчжуров поисковики - это ряд небольших народов в т.ч. и удэге. Сегодня очевидно в Корее дикого женьшеня нет, в Китае – единичен. В Хабаровском крае возможно еще есть, но явно не очень. В Приморье пока есть. И если где-то на священной горе в Ю. Корее найден огромный корень, то верить этому можно. Т.е. за несколько недель до этого где-то в Приморской тайге был найден точно такой же корень, который «контробасом» убыл в никуда, и о чудо! Был найден на св. горе в Корее. Видео выкапывания прилагается, а посадки нет.
Не помню кто из великих сказвал «то чего нет в документах, не существовало». Истории поиска этого корня очевидно в китайской литературе есть место, но перевода никто не приводит. Существует на японском языке: Имамура Томоэ. История женьшеня. в 7 томах. Сеул. 1936. Не переведен. По описанию собрано все о женьшене, до пословиц и песен.
В отечественной литературе мы, увы, имеем только двух авторов. Это конечно В.К. Арсеньев и Н.А. Байков. При этом некоторые авторы позволяют себе вольности обвинять Арсеньева в плагиате у Байкова. Как правило, ученые мужи ссылаются на авторитет Маракуева А.В. Его статья: Маракуев А.В. Женьшень в научной и популярной литературе (1596-1932 гг.): обзор литературы по женьшеню для подбора материала по дальневосточному лекарственному сырью библиотекой ДВФ АН СССР // Вестник Дальневосточного филиала АН СССР. 1932. № 3/4. С. 37-47. Очевидно Маракуев знал лично и Байкова и Арсеньева. Но… Арсеньев умер в 1930 г, а в 1932 г. на его имя было уже как-то не очень безопасно ссылаться, начались репрессии, а у компетентных органов к даже мертвому подполковнику РИА В.К. Арсеньеву остались вопросы (и очень даже возможно, что не надуманные). Вероятно по этому Маракуев А.В. подстраховался назвав работу В.К. Арсеньева компиляцией. На самом деле описание поиска корня Н.А. Байков взял у Арсеньева без цитирования, очевидно подполковник РИА Н.А. Байков живя в Харбине, побоялся подставить подполковника РИА В.К. Арсеньева, жившего во Владивостоке (Байков был монархист и тот еще антисоветчик). На самом деле они были одногодки, с 1872 года, хорошо знакомы, находились в переписке, дарили друг другу свои книги. Арсеньев в 20-х годах печатал статьи Байкова (в то время сотрудника советской КВЖД) в советских журналах. Сравните сами написанное. Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае. Хабаровск. 1914., он же: Искатели женьшеня в уссурийской тайге. Владивосток 1925. Байков Н.А. Корень жизни (женьшень). Вестник Маньчжурии. №5. 1926. с. 9-24. под тем же названием брошюрой отдельно издание ОИМК. (Общество изучения Маньчжурского края). Харбин. 1926.
Эти работы дают некоторое представление о ножах поисковиков. Однако никогда не думал, что в Японии поиск корней был достаточно интенсивным, да и сейчас не угас. Подобралась подборка японских ножей поисковиков. Покажу свой самый любимый. Он явно не самый старый. Но весьма антуражный. Достался ржавым и грязным. Дерево рукояти и ножен отмыл, скорее всего это абрикос. Но может и слива т.е. сакура. Длина в ножнах 32 см. без ножен 31 см. Клин 18 см.





Наверно первое – что такое женьшень? Это многолетняя трава семейства аралиевых. Т.е. само семейство кусты - аралия маньчжурская, элютерокок, заманиха, и даже такое дерево как диморфант. Для Приморья эти растения совсем не редки, хоть и в Красной книге. Совсем не факт, что собственно женьшень более лекарственен, чем его сородичи.
Что нами движет в этом вопросе? Несомненно – предрассудки. Собственно женьшень имеет ряд подвидов (12 или более). Свои в Корее, Вьетнаме, Японии. Но… все это не то. Настоящий женьшень - Panax ginseng что в переводе и значит «женьшень настоящий». Или китайский. Именно вокруг него все страсти. Ареал его роста в основном Приморье России (раньше примерно по параллели Хабаровска и далее до побережья и весь юг), чуть в Северной Корее и часть северо-востока Манчжурии. Т.е. до начала XX века Китай был только потребителем. Маньчжуры китайцев (хань) за людей не считали и в свои земли не пускали. Т.е. поисковики корня: японцы (на своих островах), корейцы (у себя и в Приморье после 1860-х и до 1930 х), маньчжуры у себя и в Приморье. В этом месте уместно (тунгусо-маньчжуры) т.к. кроме чисто маньчжуров поисковики - это ряд небольших народов в т.ч. и удэге. Сегодня очевидно в Корее дикого женьшеня нет, в Китае – единичен. В Хабаровском крае возможно еще есть, но явно не очень. В Приморье пока есть. И если где-то на священной горе в Ю. Корее найден огромный корень, то верить этому можно. Т.е. за несколько недель до этого где-то в Приморской тайге был найден точно такой же корень, который «контробасом» убыл в никуда, и о чудо! Был найден на св. горе в Корее. Видео выкапывания прилагается, а посадки нет.
Не помню кто из великих сказвал «то чего нет в документах, не существовало». Истории поиска этого корня очевидно в китайской литературе есть место, но перевода никто не приводит. Существует на японском языке: Имамура Томоэ. История женьшеня. в 7 томах. Сеул. 1936. Не переведен. По описанию собрано все о женьшене, до пословиц и песен.
В отечественной литературе мы, увы, имеем только двух авторов. Это конечно В.К. Арсеньев и Н.А. Байков. При этом некоторые авторы позволяют себе вольности обвинять Арсеньева в плагиате у Байкова. Как правило, ученые мужи ссылаются на авторитет Маракуева А.В. Его статья: Маракуев А.В. Женьшень в научной и популярной литературе (1596-1932 гг.): обзор литературы по женьшеню для подбора материала по дальневосточному лекарственному сырью библиотекой ДВФ АН СССР // Вестник Дальневосточного филиала АН СССР. 1932. № 3/4. С. 37-47. Очевидно Маракуев знал лично и Байкова и Арсеньева. Но… Арсеньев умер в 1930 г, а в 1932 г. на его имя было уже как-то не очень безопасно ссылаться, начались репрессии, а у компетентных органов к даже мертвому подполковнику РИА В.К. Арсеньеву остались вопросы (и очень даже возможно, что не надуманные). Вероятно по этому Маракуев А.В. подстраховался назвав работу В.К. Арсеньева компиляцией. На самом деле описание поиска корня Н.А. Байков взял у Арсеньева без цитирования, очевидно подполковник РИА Н.А. Байков живя в Харбине, побоялся подставить подполковника РИА В.К. Арсеньева, жившего во Владивостоке (Байков был монархист и тот еще антисоветчик). На самом деле они были одногодки, с 1872 года, хорошо знакомы, находились в переписке, дарили друг другу свои книги. Арсеньев в 20-х годах печатал статьи Байкова (в то время сотрудника советской КВЖД) в советских журналах. Сравните сами написанное. Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае. Хабаровск. 1914., он же: Искатели женьшеня в уссурийской тайге. Владивосток 1925. Байков Н.А. Корень жизни (женьшень). Вестник Маньчжурии. №5. 1926. с. 9-24. под тем же названием брошюрой отдельно издание ОИМК. (Общество изучения Маньчжурского края). Харбин. 1926.
Эти работы дают некоторое представление о ножах поисковиков. Однако никогда не думал, что в Японии поиск корней был достаточно интенсивным, да и сейчас не угас. Подобралась подборка японских ножей поисковиков. Покажу свой самый любимый. Он явно не самый старый. Но весьма антуражный. Достался ржавым и грязным. Дерево рукояти и ножен отмыл, скорее всего это абрикос. Но может и слива т.е. сакура. Длина в ножнах 32 см. без ножен 31 см. Клин 18 см.
Последнее редактирование: