Кирка

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Здравствуйте. Помогите пожалуйста  с атрибуцией.




 
Последнее редактирование:
Последнее редактирование:
Спасибо!
 
Последнее редактирование:
В мае 2019 г показывал малую кирко-мотыгу РИА 1916 г. Златоустовского завода.


У нее императорский орел и логотип завода - буквы "З.З." были набиты на нижней грани клевца.


На этой неделе закончил многодневную чистку аналогичной кирки в заводской геометрии. Тот же завод, тот же год - 1916, тот же военный приемщик - Вольнонаемный Младший Инженерный приемщик Богатырев Николай Георгиевич. Отличаются кирки друг от друга местом расположения логотипа завода и императорского орла - у новой кирки они набиты на боковой поверхности втулки всада. И еще на этой кирке , помимо стандартных клейм стоит буква  "Н" ( возможно, "А" с утраченной вершиной ).







 
Последнее редактирование:
Апну тему.


Кованая односторонняя стальная кирка на ПМВ . Длина головы  253 мм, высота 65 мм. Диаметр обушной части 80 мм. Всад конический обратный большее отверстие проушины имеет диаметр 60 мм, меньшее – 50 мм . Клевец четырехгранный , прямоугольного сечения, максимальный размер клевца в сечении 33 х 23 мм.


 
  Рукоятка -  прямая, цилиндрическая в рабочей части,  длиной 76,5 диаметром 45 мм.  Всадная часть рукоятки коническая, от 65 до 50 мм. Высота конуса 80 мм. Материал -  ясень с тангенциальным расположением слоев. Остаточная влажность при сборке менее 3%. Кирка собрана по способу Марко А.Г. Посадка на эпоксидку на три слоя марли . Кирка расклинена четырьмя дубовыми клиньями 37-летней сушки , крестообразно. Финишная обработка рукоятки – рашпиль, напильники с разной насечкой с последующей обработкой шкуркой в 24-400 грит.  Расклиненная выступающая часть рукоятки покрыта слоем эпоксидки для защиты от влаги. Защитная пропитка рукоятки льняным маслом в два слоя.



 
Общая длина кирки в сборе 76,5 см. Вес 2,4 кг в сборе с рукояткой.
Кирка была найдена в Красноярском крае. Очистка от ржавчины электролизом, изготовление  рукоятки и сборка мои, по согласованию с владельцем ( следы бытования оставлены по просьбе заказчика)




 
Последнее редактирование:
Добавлю показов и вопросов.


Добыл по случаю две кирко-мотыги. Одна практически как у Александра с позапрошлого поста, РИА 1916г. С теми же обозначениями, и той же дополнительной буквой "Н" (думаю, всё таки "Н"). Правда, под орлом всего одна чётко пробита "З", второй как будто и не было... Сохранность относительно радует, длина 35.2 см, ширина мотыжки 5.5см.


Вторая подуточена, но, похоже, из той же серии. Разве что долы чуть другого размера. На стакане, там где обычно должен быть год проставлен, явно что то осталось, но разобрать уже не могу. Может кто угадает? Других обозначений, если и были, не  сохранилось вовсе.


 








 
Последнее редактирование:
Недавно, благодаря Роману ( banks26rus),  у меня появилась большая кирко-мотыга с выраженной прямоугольной лопаточкой на мотыжном конце, скорее всего , довоенная.


Обводами очень напоминает австро-венгерские мотыги на ВОВ, но есть и существенные отличия в сравнении с известным чертежом. Длина головы больше – 450 мм против 410 по чертежу. Всад чисто овальный ( на чертеже  овал всада обрезан прямоугольными площадками под плоские пожилины) . Т.е. напрашиваются два варианта :


Пожилы были не плоские, а полукруглые в сечении. Попадался шанцевый инструмент на ПМВ с такими фигурными пожилинами.


Пожилины вообще не предусматривались.


Проушина всада интересная.  Большинство овальных всадов у кирок этого и прошлого века конусные под прямой всад. (Верхнее отверстие проушины больше нижнего, рукоятка пропускается через отверстие проушины всей длиной и держится за счет конусного расширения в своей верхней части.  При работе центробежная сила все сильнее насаживает голову инструмента на конус рукоятки.)


У этой кирко-мотыги верхнее отверстие проушины ( 29 мм ) меньше , чем нижнее ( 35 мм). Соответственно, нужно ей  делать выпуск рукоятки  сверху головы и обязательно его надежно расклинивать, т.к. вес головы 2,3 кг. И если эта железка  с размаха соскочит с метровой рукоятки – мало никому не покажется.


Эти особенности не могли образоваться за счет интенсивной эксплуатации – кирко-мотыга практически не была в работе. Все грани острые, клевец и мотыжка без износа. Поедена она только временем и ржавчиной.


Брак в производстве я тоже исключаю, т.к. есть остатки клейма. А клейма на брак раньше не ставили.


После двойного сеанса катодной ванны, карцевания и промасливания проявились остатки одного из клейм. Как я его не вертел, и с чем ни сравнивал, - не определился с производителем. Если кто-то видел это клеймо в первоначальном виде, прошу подсказать изготовителя.

















 
Последнее редактирование:
Недавно приобрел кирко-мотыгу РККА 1942 г, производства Златоустовского инструментального комбината, складского хранения. В работе не была, но время оставило свой след  в виде ржавчины, и чтобы вернуть инструмент в состояние минт, катодная ванна все же потребовалась.


Вес 1,85 кг, длина 42 см. Овальный обратный всад. Верхнее отверстие проушины 62Х40 мм. нижнее - 54Х35 мм. Ширина  жала мотыжки 55 мм.



 
Последнее редактирование:
Не смог пройти мимо киркомотыги РИА 1916 г. в идеальном складском сохране. Эта отличается от других моих златоустовских кирок клеймами. Логотип завода З.З. пробит рядом с царским орлом под клевцом. ( раньше мне попадались кирки с З.З. на втулке сбоку).


Клеймо У в круге принадлежало Старшему инженерному приемщику, полковнику Ушакову Ивану Николаевичу, но после 1914 года кирки он уже не клеймил, а в 1916 г его клеймом пользовался ( наряду еще с двумя другими клеймами) младший инженерный приемщик , капитан Смирнов А.И.  В рамках одного из этих контрактов на поставку в 1916 г. и была изготовлена данная киркомотыга : 12175, 38715, 40991, 95581.


Ей удалось в своих путешествиях по армейским складам за 108 лет благополучно просквозить  мимо двух мировых войн, и судя по всему, она с интересом наблюдает сейчас начало третьей.






 
Последнее редактирование:
На восстановление и сборку прислали киркомотыгу на ВОВ, покрытую многолетней ржавчиной. После электролиза удалось идентифицировать ее , как киркомотыгу ЗиК 1941 г. с интересным клеймом, отличающемся от стандартного заводского клейма на 1941 г для кирок (на тот момент уже использовалось  клеймо "домиком", пробивалось оно на горячую , на общую глубину пробивался и треугольник с буквами ЗиК - логотип завода, и год, и буква "К" с жирной точкой, и аббревиатура ОТК)


У этой кирки на горячую пробит только треугольник логотипа завода, а так клеймились только топоры и кирки в 30-х годах. Год и ОТК набиты на холодную отдельными побуквенными чеканами. Либо не хватало для всех бригад стандартных чеканов - клейм 41 года, либо не хватало производимых кирок для выполнения оборонзаказа, и со складов завода выгребались все остатки старых партий за довоенные годы.


Когда соберу на соответствующую рукоятку, покажу, что получилось, если владелец раньше не заберет инструмент.





 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху