Топоры Первого государственного подшипникового завода (1-ГПЗ) г. Москва

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
В данном случае человек делал себе туристический топорик и, видимо, захотел лезвие поуже. 


 


Кстати, закалено лезвие довольно сухо - возможно, стачивая выступы, мастер хотел избежать возможных сколов.
 
Последнее редактирование:
Ren Ren написал(а):
В данном случае человек делал себе туристический топорик и, видимо, захотел лезвие поуже. 

 


Кстати, закалено лезвие довольно сухо - возможно, стачивая выступы, мастер хотел избежать возможных сколов.


Отличные экземпляры, поздравляю!




По поводу метода производства я ради интереса дозвонился до минского подшипникового завода МПЗ и поговорил с начальником производства. Он сказал, что топоры производили литьевым способом. Они, кстати, прекратили их выпуск примерно год назад.
 
Последнее редактирование:
Ren Ren написал(а):
Пофотал парочку недавно приобретённых.
Неплохие экземпляры!


Первый понравился больше - походу, человек подгонял под свою руку, чтобы было удобно держать в любой точке рабочего хвата. И насаживал плотно, это видно по круглому следу от струбцины. 


Насчет второго продавец, наиболее вероятно, преукрасил. Топорище скорее всего новодельное, хотя копия размеров снята довольно точно с оригинала. Сама голова действительно корродировала в естественных нормальных условиях. Страховочная пластина чем-то оксидирована после чистки щелочью. Один родной шуруп менялся на другой, меньшего диаметра. Обух с боковинами (там, где обычно бывают наклепы) шлифовался, и потом тонировался в цвет основной коррозии на всей остальной части. В целом сохран отличный - есть вариант замочить его в 2-бутоксиэтаноле с гидроксидом натрия на пару минут и протереть жесткой стороной губки для мытья посуды, тогда вид металла станет в точности как у первого топора
 
Последнее редактирование:
Дополнительно удалось поговорить с зам.ген.директора по технологии завода МПЗ, я также спросил ее про процессы изготовления топоров. Вот ответ:


 


"Топоры изготавливаются методом литья по выплавляемым моделям (два типа топоров:  малый (120 мм длина лезвия)  и большой (150 мм длина лезвия). Сырьем для производства топоров является марка стали У8Г. После того, как была получена отливка топорища, она передается на участок термической обработки, где проходит закалка с последующим охлаждением и отпуском. По окончании термической обработки твердость на заточенном лезвии:  большой топор:  48...57HRC, малый топор: 46...53HRC."


 


Технология производства отработана годами и имеет одну нормативную базу со всеми заводами ГПЗ, производившими топоры.
 
Последнее редактирование:
По мне златоустовские кованные предпочтительней. Литье для топора как то странно.
 
Последнее редактирование:
Hurtado написал(а):
По мне златоустовские кованные предпочтительней. Литье для топора как то странно.
Раньше тоже так думал, два года пользуюсь литым брянского завода, доволен качеством, заточку держит. 
 
Последнее редактирование:
Toxic написал(а):
Сама голова действительно корродировала в естественных нормальных условиях.  Обух с боковинами (там, где обычно бывают наклепы) шлифовался, и потом тонировался в цвет основной коррозии на всей остальной части.
 


Я не очень хороший фотограф. Никакой коррозии там нет вообще (четыре чёрных пятнышка на лезвии не в счёт).
 
Последнее редактирование:
supermoment написал(а):
Топоры изготавливаются методом литья по выплавляемым моделям (два типа топоров:  малый (120 мм длина лезвия)  и большой (150 мм длина лезвия). Сырьем для производства топоров является марка стали У8Г.
 


Большущее спасибо, это ценная информация! Про большой топор от МПЗ/11 ГПЗ слышу впервые, крайне интересно!
 
Последнее редактирование:
Hurtado написал(а):
По мне златоустовские кованные предпочтительней. Литье для топора как то странно.
 


При желании дерьмовый продукт можно получить любым доступным способом - хоть литьём, хоть ковкой.
 
Последнее редактирование:
Ren Ren написал(а):
 

Я не очень хороший фотограф. Никакой коррозии там нет вообще (четыре чёрных пятнышка на лезвии не в счёт).


Она там есть, просто ее вид не как у распространенной ржавчины, которая рыжая и выедает металл кратерами, а что-то вроде магнетита, который даже полезен и является механизмом самозащиты металла, подобным запекшейся корки крови на ране у человека. Если металл изначально не был ничем защищен, то в нормальных условиях хранения в течение длительного времени он равномерно покрывается таким слоем. Очень легко смывается едкой щелочью (просто сойдет, как будто смываешь кисель), а под ним в большинстве случаев чистый красивый металл с родной окалиной (а не как после чистки кислотой - равномерно серый). Основной плюс для коллекционирования у такой коррозии - ее невозможно подделать, т.е. методы ускоренного состаривания дадут рыжую точечную коррозию, а для коррозии как на Вашем топоре реально нужна машина времени - самопальный соляной туман, или раствор перекиси с солью поверх травления в кислоте, или же выдежка в испарениях концентрированной кислоты не дадут такого эффекта.


 

Hurtado написал(а):
По мне златоустовские кованные предпочтительней. Литье для топора как то странно.
Это крайне спорное утверждение. Надо выделить несколько моментов:


1. При таком размере топора, способ изготовления и материал топорища играет роль настолько ничтожную, что ей вообще можно принебречь. Нагрузки низкие, сломать и расколоть такой топор - случай скорее исключительный.


2. Субъективно топоры такого типа имеют очень высокую жизнестойкость. Из подобного, помимо ГПЗ (1,5,11 - маленький размер), можно навскидку вспомнить брянский арсенал (есть промежуточный размер А1), ижсталь 1950-1954 годов (П2), ГЗС неизвестных годов (большой тяжелый П3), и с неопознанным клеймом -В- в ромбе 1948-1950 годов (тоже П3).  Из них:


 -ГПЗ через меня прошло где-то около 50 штук, все разной степени сточенности и расплющенности обуха, но ни единой трещины или скола. Вареный обух видел только на фотографиях несколько раз.


 -Ижсталь - примерно те же цифры и такой же результат. Часто встречаются обмылки, но треснувших не было. Самому расколоть тоже не получилось, специально пробовал бить кувалдой - обух и так изначально очень толстый, при этом еще и расплющивается, но не трескается и не ломается. 


 -ГЗС - было два, один вареный по центру обуха.


 -с клеймом <-В-> - то же самое, один тоже вареный по центру обуха, второй сейчас лежит на лоджии. Который сейчас у меня совершенно точно когда-то использовался даже без насадки на топорище как зубило для рубки стальных прутьев диаметром 3 и 5мм (много следов на обухе и повторящиеся щербины на лезвии).


3. Такой способ изготовления очень удобен в насадке и эксплуатации. Топоры получаются идентичные, все как один ровные и не перекошенные. Особенно удобно насаживать именно мелкие ГПЗ, не надо изворачиваться с поворотом относительно топорища чтобы компенсировать кривую заводскую лопасть. Из-за короткого топорища они практически всегда сразу и без подгонки садятся достаточно соосно.


 


Теперь обратите внимание на те же самые факторы у кованых топоров сопоставимого периода: рынок завален ЗиКами, труд вачой и ижсталью со второй половины 1954 и по наше время. Их слабые места - массовая кривизна как самих обухов так и кривизна лопасти относительно обуха, сильно плавающие перепады линейных размеров на входе и выходе всада, неравномерность толщины щек всада, сколы на лезвии (особенно при отрицательной температуре). Очень (даже слишком) часто встречаются лопнувшие обухи и место стыка обуха с лопастью. Чаще лопнувшие стыки обуха с лопастью встречаются только на царских топорах периода 1914-1917.


 


Я даже не стал упоминать, что топоры ГПЗ и упомянутые Златоустовкие просто совершенно никак невозможно сравнивать в лоб. У них абсолютно разные размеры, балансировка и область выполняемых задач. Златоустовкий типоразмер Б выпадает сразу из-за тонкой лопасти, а в типоразмере А - там, где ГПЗ будет в самый раз - ЗиК будет слишком тяжелым (как следствие - огромный перерасход усилий) , а там, где в самый раз будет ЗиК - ГПЗ будет слишком легким (следствие - огромный перерасход времени на выполнение той же задачи) 
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху