Ковка топоров- нужно ли понимать, как работает топор?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

JohnnyCash

Новичок
Пользователь
Регистрация
6 Июл 2021
Сообщения
4
Реакции
0
Давно как-то я начинал интересоваться топорами, знакомясь с работами кузнецов-индивидуалов. Эти мои изыскания попали на страницы этого форума лишь краем- уж больно много было ошибок, обжигался я очень часто.


Зачастую найдёшь "именитого" кузнеца, договоришься с ним о ковке головы по моим параметрам, а приезжает невесть что- он дескать художник, он так видит.


Дальше, с опытом, я научился с высокой долей вероятности отметать таких специалистов- ибо по топору всегда видно- будет он работать, или это просто бездумная "копия с картинки". Почему бездумная, вы же все тут понимаете, что сам абрис топора, его "форма сбоку" не всегда гарантия его рабочих характеристик.


Значение имеют и размер всада- и как следствие, размер всего того, что расположено над лопастью- со своим весом, углами и толщинами, очень важны спуски, их форма и размер.


Баланс топора это тоже непреложная часть его важнейших качеств- 


Приведу несколько простейших примеров.


Делают "типа плотницкий топор". Что мы видим в итоге? Тощая лопасть и залинзованные спуски. Как в мультике- "Ааа, и так сойдёт".


Да, сойдёт. Человек будет обтёсывать поверхность с гулкими короткими тюками- приятного "яблочного хруста" вы не услышите.


Или например копируется шведский топор. Но всад делается огромным- под берёзовое топорище, чтобы не дай бог не сломалось. А размер всада раздувает толщину верхней части головы- и мы получаем не тонкую шведскую голову, годную для любой работы-рубка, колка, тёс и прочее- а "отболгаренного" ЗиКа- потому что так удобно, ну или оснастку лень было делать- это же целый день.


За 15 лет плотного увлечения топорами я встретил всего несколько кузнецов, которые живо интересовались, зачем на плотнике прямые спуски, зачем на столяре спуски в ноль или почему мне так важно развернуть линию всада на карвинге "не так, как у остальных топоров".


В общем, мой пространный опус направлен на то, чтобы донести- не стоит упрощать, каждая мелочь в топоре имеет своё значение и функцию. Навскидку, параметров 20 наберётся, которые так или иначе влияют на работу конечного пользователя- и это мы с вами ещё не касались топорища с его сонмищем особенностей и видов.


Спасибо всем, кто дочитал, как говорится, любые совпадения с реально существующими людьми есьмь случайность и совпадение.


 
 
Последнее редактирование:
Не великий кузнец, звёзд с неба не хватаю, но подпишусь под каждым словом. Для меня было великим открытием, что порода дерева и сечение проушины связаны, что ширина и форма проушины меняют геометрию клина (вкупе с толщиной стенок, а это ещё и на балансировку влияет). Стоит при ковке какую-то мелочь изменить, как она тут же утягивает за собой кучу других параметров, и в результате получается ну совершенно другой топор. Даже скажу, что как у кузнеца, у меня эти взаимосвязи вызывают настоящий восторг))


Надо курить и углы, и спуски, и в целом геометрию, учитывать ширину рк, длину головы, длину и изгиб рукояти, её сечение. Иначе получается изделие, конструктивно схожее с топором, но никак не топор...
 
Последнее редактирование:
Angelina написал(а):
Стоит при ковке какую-то мелочь изменить, как она тут же утягивает за собой кучу других параметров, и в результате получается ну совершенно другой топор. Даже скажу, что как у кузнеца, у меня эти взаимосвязи вызывают настоящий восторг))
 


Вы далеко пойдёте с таким подходом 
good.gif
 
Последнее редактирование:
Angelina написал(а):
Не великий кузнец, звёзд с неба не хватаю, но подпишусь под каждым словом. Для меня было великим открытием, что порода дерева и сечение проушины связаны, что ширина и форма проушины меняют геометрию клина (вкупе с толщиной стенок, а это ещё и на балансировку влияет). Стоит при ковке какую-то мелочь изменить, как она тут же утягивает за собой кучу других параметров, и в результате получается ну совершенно другой топор. Даже скажу, что как у кузнеца, у меня эти взаимосвязи вызывают настоящий восторг))

Надо курить и углы, и спуски, и в целом геометрию, учитывать ширину рк, длину головы, длину и изгиб рукояти, её сечение. Иначе получается изделие, конструктивно схожее с топором, но никак не топор...


Бальзам на душу
 
Последнее редактирование:
Angelina написал(а):
Для меня было великим открытием, что порода дерева и сечение проушины связаны
Не топорист, но рядом иногда прохожу. Исходя из сказанного, значит ли это, что даже сделав к голове топорище как в оригинале по форме и размерам, но из другой породы древесины, мы получим уже другой топор? Или же Ваше, Ангелина, высказывание относится к топорам не массового производства, так скажем? Т.е.  в массовом случае - наплевать, а в штучном/мелкосерийном - важно?
 
Последнее редактирование:
копилка73 написал(а):
Не топорист, но рядом иногда прохожу. Исходя из сказанного, значит ли это, что даже сделав к голове топорище как в оригинале по форме и размерам, но из другой породы древесины, мы получим уже другой топор? Или же Ваше, Ангелина, высказывание относится к топорам не массового производства, так скажем? Т.е.  в массовом случае - наплевать, а в штучном/мелкосерийном - важно?
Имелась в виду обратная зависимость- если топор куется под топорище из гикори, ему не нужен всад как у русского топора, соответственно можно сделать голову почти плоской, и наоборот- под березу выбирается тип головы с большим всадным отверстием
 
Последнее редактирование:
Turbo4x4 написал(а):
Имелась в виду обратная зависимость- если топор куется под топорище из гикори, ему не нужен всад как у русского топора, соответственно можно сделать голову почти плоской, и наоборот- под березу выбирается тип головы с большим всадным отверстием
Спасибо, Гера, понятно.
 
Последнее редактирование:
Turbo4x4 написал(а):
Имелась в виду обратная зависимость- если топор куется под топорище из гикори, ему не нужен всад как у русского топора, соответственно можно сделать голову почти плоской, и наоборот- под березу выбирается тип головы с большим всадным отверстием
А если топор на продажу по цене количества песцовых шкурок пролезших сквозь всад  для топорища...


Везде сложились определенные традиции как в приемах работы топором так и в изготовлении. Одно влияет на другое и наоборот.


Надо ли понимать кузнецу как работает топор? Мне такой вопрос кажется странным. Однако не смотря на то что кузнецов не так уж и много, но ведь и мастеров плотников и столяров то же не ахти. Думаю они найдут друг друга. Раньше же находили и без интернетов.


Опять же дело привычки. Каким умеешь работать, тот и хорош. Идеальный все равно не найти. А топорище и вовсе лучше самому делать. Но я не пллтник не столяр так что хз
 
Последнее редактирование:
HarryA написал(а):
Надо ли понимать кузнецу как работает топор? Мне такой вопрос кажется странным.
Реальность такова, что куют под конкретные задачи топоры считанные единицы кузнецов, большая же их часть "лепит по картинке" или по заданию клиента, который иногда ещё меньше понимает.


Вот и получаются- переплющенные лопасти, тяжеленный верх, толстенные проушины и сантиметровые по толщине щековицы.


"А чё, топор же?" )))))))


Пятнадцать лет изучения, тестирования и коллекционирования топоров показали, что в России сейчас от силы десяток кузнецов, делающих топоры, а не сувенирку.


От остальных даже даром бы не взял "изделия"- и это не красивые слова, недавно в личке предлагали топор от какого-то кузнеца, отказался.


 


ЗЫ Кстати, очень сильно портят топориную культуру реконструкторы. Это диагноз. Ну или другой полюс, нам не нужный ))


 
 
Последнее редактирование:
Turbo4x4 написал(а):
Реальность такова, что куют под конкретные задачи топоры считанные единицы кузнецов, большая же их часть "лепит по картинке" или по заданию клиента, который иногда ещё меньше понимает.

Вот и получаются- переплющенные лопасти, тяжеленный верх, толстенные проушины и сантиметровые по толщине щековицы.


"А чё, топор же?" )))))))


Пятнадцать лет изучения, тестирования и коллекционирования топоров показали, что в России сейчас от силы десяток кузнецов, делающих топоры, а не сувенирку.


От остальных даже даром бы не взял "изделия"- и это не красивые слова, недавно в личке предлагали топор от какого-то кузнеца, отказался.


 


ЗЫ Кстати, очень сильно портят топориную культуру реконструкторы. Это диагноз. Ну или другой полюс, нам не нужный ))


 


scratch_one-s_head.gif
Скрипичные мастера, обычно умеют играть на скрипке. Кузнец с  Топорсиба, очень недурственно управлятся своими топорами.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху