Как налоговая выявляет площадки по оптимизации НДС

OMarat

Авторитер
Пользователь
Регистрация
3 Янв 2018
Сообщения
1,374
Реакции
662
Наиболее распространённый способ незаконной оптимизации налога на добавленную стоимость - завышение налоговых вычетов путем умышленного включения в книгу покупок фиктивных сделок.

Если на первоначальных этапах легализация таких вычетов обеспечивалась самими выгодоприобретателями через подконтрольные компании - «однодневки» и налоговым органам было относительно просто вменить претензии выгодоприобретателю, то в настоящее время, учитывая возросшие риски привлечения к налоговой и уголовной ответственности, возникло целое «профессиональное сообщество» лиц, оказывающих услуги по формированию фиктивных вычетов по НДС.

Как показывает практика, состав «профессионального сообщества» - бывшие сотрудники правоохранительных и налоговых и органов, бухгалтера, которые, в том числе, ранее привлекались к уголовной ответственности по экономическим составам. Работа данных лиц осуществляется на базе аудиторских и иных компаний по юридическому и бухгалтерскому обслуживанию, что придает им некий статус «легальности».

Состав услуг по формированию фиктивных вычетов:
- предоставление подконтрольных поставщиков товаров (работ, услуг);
- формирование фиктивных первичных документов, налоговых деклараций поставщиками первого и последующих звеньев;
- подтверждение фиктивных сделок встречными проверками и показаниями номинальных директоров;
- в случае «сбоя» и налоговых претензий - оперативная замена контрагентов;
- вывод денежных средств в наличный денежный оборот, легализация преступно полученных доходов.

Основная цель услуг – затруднить доказывание подконтрольности и согласованности действий выгодоприобретателя и его фиктивных поставщиков, а также фиктивности самих сделок, путем их подтверждения сторонами, включая предыдущие звенья (поставки 2-6 уровней).

Данные услуги, в совокупности с незаконной банковской деятельностью по обналичиванию денежных средств, составляют значительную часть «теневой» экономики, активно вовлекая в свои процессы легальных участников рынка. Стоимость услуг варьируется от 1.5-2.5% (с суммы мнимых сделок, т.е. доля фиктивного НДС) для «бумажного» НДС до 15% «под ключ» - формирование фиктивных вычетов с услугой обналичивания денежных средств.

Под «площадкой» понимается группа технических компаний с единым центром управления, являющихся стороной фиктивных сделок с первого по последний уровень (разрыв, сомнительная задолженность, закольцованность, вход в товарные цепочки поставок и т.д.). При этом в зависимости от роли и функционала технических компаний требования к ним различны. Так, поставщик первого уровня (непосредственного выгодопреобретателя) - с номинальным директором, численностью, несуществующим или фиктивным имуществом («сарай» по учету проходит складом за десятки миллионов рублей, «разбитые» и неисправные транспортные средства и т.д.), для услуг по обналичиванию – банковская история, депозиты, поручительства третьих зависимых лиц и т.д.

Практика работы позволяет выделить 3 основных типа «площадок»:
1. Площадка «воронка» (с разрывами или с сомнительной задолженностью);
2. Площадка «сетка» (дробление вычетов с закольцовыванием);
3. Площадка «продавцов» НДС (импорт, экспорт, розница).

Количество «площадок» всегда меньше потенциальных выгодоприобретателей, т.к. одна площадка обслуживает десятки, а то и сотни заказчиков.

Продолжение следует...
 
Ущерб государства от «площадок» носит экономический, политический и административный характер.

Экономический ущерб причинен не только уклонением от уплаты налогов, но и на мошеннических схемах «освоения» бюджетных средств по государственным и муниципальным контрактам, которые неосуществимы без использования «площадок», что в конечном итоге влияет и на политическую конъюнктуру – срыв государственных программ и национальных проектов, недоверие к институтам противодействия власти и т.д.

Административный ущерб от площадок заключается в усложнении проверок и перегруженности операционными процедурами контрольно-надзорных органов. Сложившаяся ситуация - это не только ответственность предпринимателей, но и ответственность государственных органов власти, не обеспечивших чистоту рынка мошеннических услуг и равные условия конкуренции.

После введения в действие ИР «АСК НДС 2» заметно возросли организаторы «площадок» , но они быстро адаптируются, модернизируются и автоматизируют свою работу. Активное использование полученных программных средств позволяет управлять одновременно крупными компаниями, делить объемы вычетов до минимальных размеров среди сотен транзитеров, предлагать 9-ти и более звенные схемы.

Налоги говорят , что если собирать документальные базы в соответствии с имеющимися рекомендациями по отработке расхождений, то в работе никогда не удастся достичь 100% результата, т.к. у налоговых органов не хватает физических ресурсов для захвата контрольными мероприятиями по всему кругу участников площадок по налоговой стороне.

Работа с выгодоприобретателями осложняется сбором доказательной базы с учётом положений ст. 54.1 НК РФ. Очевидным фактом является то, что одними из привлеченных налоговых органов практически недоказуемой становится вторичная сторона налогового правонарушения. Доказывание виновности и умысла требует значительного трудозатрат и благоприятного управления обстоятельствами, которые не работают, если налоговые органы ведут дело с «профессионалами». При этом допускается привлечение к ответственности большей ответственности, если сделка будет иметь полностью бестоварный характер. В ситуации, когда предмет истекает, доказывание налоговых правонарушений без участия соответствующих органов практически не возможно.

Налоги считают , что комплексная работа по выявлению и пресечению деятельности «площадок» приводит к сокращению предложений такого рода незаконных услуг и цен, что, в свою очередь, делает невыгодным их использование; позволит собрать достаточную доказательственную основу для вменения претензий реальных выгодоприобретателям, несмотря на отсутствие доказательств в зависимости и согласованности действий, если будет доказан номинальный характер договорных отношений в рамках подключенных уголовных дел на организаторов площадок.

Продолжение следует...
 
Выявляют самый банальный способ, бух который нанимают за 3 копейки, дает все отчеты со своего домашнего IP
 
Согласно принятой ФНС России концепции налогового контроля по НДС, ключевую роль в пресечении схемы уклонения отводится индикативному анализу СУР АСК НДС.

Отбор налогоплательщиков с высоким уровнем риска
, с увеличением вида разрыва в книгах покупок и продаж, является отправной точкой для реализации комплекса мер налогового контроля по выявлению выгодоприобретателя.

Данный механизм в настоящее время используется налоговиками и при определении «площадок».

ШАГ 1. Выделение первоначального списка участников «площадки».
Первым делом устанавливаем территориальные налоговые органы, отрабатывающие разрывы. Учитывая специфику работы «площадок», в первоначальный список включены компании от гарантированного выгодоприобретателя до последнего звена (налоговый разрыв, сомнительная задолженность, закольцованность, вход на товарную площадку).

ШАГ 2. Определение площадок и полного круга их участников.
Параллельно с первым шагом налоговиками проводится анализ всех налогоплательщиков, представленных декларациями по НДС (для оперативного реагирования - второй квартал) в целях определения критериев номинальности и транзита (минимальная мощность, отсутствие нагрузки, регистрация по адресам, вызванная регистрация и т.д., полные критерии, которые определяются ниже по тексту).
Далее анализируется полученная информация по объединяющим критериям (являются ссылки контрагентами, совпадения IP-адресов, общих поставщиков-покупателей, регистрации адресов и т.д.), составляются обобщенные структуры

ШАГ 3. Определение налогового органа, ответственного за пресечение «площадок».
Налоговиками проводится дополнительный анализ информации, для определения места расположения «центра управления площадкой».
Используются следующие параметры:
- выгодный адрес регистрации компаний, входящих на площадку;
- место регистрации руководителей и учредителей;
- место регистрации IP-адресов;
- место пребывания представителей компании;
- место совершения регистрационных и нотариальных действий и т.д.
Полученные данные определены ТНО для осуществления мероприятий организации. В случае, если площадка в другом регионе, мероприятия по оказанию помощи осуществляются региональным управлением ФНС.

Ускорение работы и снижение трудозатрат, риск утечки информации об операционных процессах возможен только при автоматизации процессов данных (в случае неудачи организаторы «площадок» будут оперативно вносить изменения в свою работу, тем самым ограничивая эффективность налоговиков).

Продолжение следует...
 
Выявляют самый банальный способ, бух который нанимают за 3 копейки, дает все отчеты со своего домашнего IP
Таки да, но такие случаи характерны не для площадок, а для налплатов из категории "самоделок".
Еще хуже, если бух уважаемо пользуется публичным VPN, Proton и т. д. Тогда "прилететь" может вообще неизвестно откуда. Например, ИП будет обычным с какой-нибудь конторой, активно оптимизирующей расходы и при этом кормящейся из бюджета.
В большинстве «площадок» таких нет, профи выкупают стационарные IP для каждой компании (благо, они стоят недорого, порядка 100 руб./мес.), и отчетность отправляют с них.
 
В качестве примера не следует рассматривать типичные площадок, характерно наличие у участников расхождения вида «взрыва» или фиктивной ответственности. Таким образом, алгоритм определения площадок строится на отработке событий и фактов хозяйственной деятельности организаций, хранящих в себе потенциал потенциальных налоговых рисков:

1. Движение денежных средств осуществляется в значительно меньших объемах, чем размеры «бумажных» сделок. Инструмент (частично реализован в АИС Налог 3, режим «анализ налогоплательщика») - распределение данных книг продаж (покупок) с объемами поступлений (списаний) денежных средств на расчетные счета налогоплательщика суммарно за последние 2 квартала.

2. Обналичивание денежных средств с расчётного счёта (перевод на счёт ИП, карточные счета физических лиц и пр.). Инструмент (частично реализован в АИС Налог 3, режим «анализ налогоплательщика») – анализ банковских документов.

3. Реализация не является риском налогоплательщиком рискового налогоплательщику товаров, работ, услуг. Инструмент (реализован в АИС Налог 3, ИР «АСК НДС 2») – маркеры СУР в построении графа сделок.

В настоящее время в АИС Налог 3 отсутствует интеллектуальный анализ данных, позволяющий видеть цельную картину всей площадки, идентифицированную на основе традиционных событий.

Предлагаемый алгоритм определения площадок в автоматическом режиме заключается в наборе технологических операций, выявляющих участников площадки по следующей схеме.

Первый этап: Оценка налогоплательщиков, сдавших декларации по НДС, на наличие или отсутствие описанных событий, анализ налогоплательщиков с установленными данными фактами, а также их контрагентов 1-го уровня по перечню соответственно. Определение риска возникновения маркеров происходит в зависимости от типа площадки. Базовый набор выглядит следующим образом:

- разрывы АСК НДС (присвоение баллов по величине, суммовым величинам, исходя из цикла сделок по периодам);
- недостоверность регистрации данных (отсутствие по адресу регистрации, либо адрес регистрации, отказной допрос),
- дисквалификация учредителя, руководителя (по решению суда, данных ФИР);
- умерший учредитель, руководитель, иные особенности (массовый, безработный, молодой, пожилой, зарегистрированный в других регионах, иностранец);
- находится в процессе реорганизации, ликвидации;
- группы сотрудников 5 и менее (на основании расчета по страховым случаям);
- неоднократная смена места учёта, в том числе за пределами других регионов;
- не предоставляет документы, пояснения по требованиям (уведомлениям) налогового органа;
- отсутствие имущества;
- незначительность показателей налоговой и бухгалтерской отчетности по сравнению с оборотами по банковскому счету;
- нулевая отчетность в предыдущих периодах (интервал 2 последних года), наличие иных «спящих» характеристик организаций в прошлом перед включением в форму (смена руководителей и (или) учредителей);
- отсутствует уплата НДФЛ, страховых взносов;
- заработная плата ниже средней по субъекту, доля налоговых выплат, высокая обоснованная налоговая нагрузка;
- поступление и (или) выдача займов на расчётный счёт без обратных операций возврата.

Результатом данных этапов становится отбор налогоплательщиков, определение описанных событий и фактов, а также в выделении рисковых операций, либо прямой цепочек от данных налогоплательщиков.

Продолжение следует...
 
Второй этап: объединение определенных групп налогоплательщиков на первом этапе на площадке с предлагаемым эффектом. Определение принципов и факторов объединения организаций на площадке происходит также в зависимости от типа площадки:
- являются рекомендациями контрагентами;
- имелись частичные совпадения IP-адресов, с которых обеспечивалась налоговая отчётность или управлялись операции по счетам (программы банк-клиент);
- наличие финансовых активов и покупателей (перекрёстные сделки) в организациях разных уровней, объединенных транзакциями с организацией-транзитёром по данным книг покупок и продаж и раскрытию расчётных счетов;
- одинаковые или соседствующие адреса регистрации (могут обеспечить номера офисов);
- общий руководитель, учредитель, представитель, подписант, контактный номер телефона;

Результаты этих этапов часто не гарантируют, что все заметные организации являются общественными схемами, но значительно сокращают круг налогоплательщиков для дальнейшего анализа. Сила связи будет зависеть от количества совпавших соответственно. Следует учитывать, что возможные и объективные причины расхождений между книгами покупок и продаж, между отчётностью и операциями по расчётным счётам, или совершения сделок между контрагентами, попавшими в выборку, поэтому указанный перечень признаков является открытым.

Продолжение следует...
 
Назад
Сверху